Златко Коканович не хочет, чтобы у него на заднем дворе была литиевая шахта, и он сделает все возможное, чтобы предотвратить ее открытие. «Все мы здесь готовы расстаться с жизнью. Они могут стрелять. Только так они смогут открыть шахту», — сказал Associated Press 48-летний фермер.
На карту поставлена плодородная сельскохозяйственная долина на западе Сербии, где находится одно из богатейших в Европе месторождений лития — драгоценного металла, который используется для производства аккумуляторов для электромобилей и имеет решающее значение для глобального перехода к зеленой энергетике.
Этот вопрос стал одним из самых спорных в стране, вызвав протесты тысяч людей. В то время как правительство настаивает, что шахта является возможностью для экономического развития, критики говорят, что она нанесет непоправимый ущерб долине Джадар, а также запасам подземных вод, сельскохозяйственным угодьям и двум небольшим рекам, протекающим через долину.
Ожидается, что в субботу тысячи людей выйдут на крупный митинг в столице Сербии Белграде, требуя принятия закона о запрете добычи лития в любой точке страны.
Разведкой месторождений лития и бора в долине Джадар транснациональная горнодобывающая компания Rio Tinto занимается уже 20 лет. Компания разработала планы по открытию рудника. На протяжении своей 150-летней истории Rio Tinto сталкивалась с обвинениями в коррупции, ухудшении состояния окружающей среды и нарушениях прав человека, и эта история встревожила жителей Джадара и сербские организации по защите окружающей среды.
Массовые протесты в 2021 и 2022 годах вынудили правительство Сербии временно приостановить реализацию плана по добыче полезных ископаемых, однако в июле он был возобновлен перед подписанием меморандума о «критически важном сырье» с ЕС в присутствии канцлера Германии Олафа Шольца.
Аргументы правительства
Министр горнодобывающей промышленности и энергетики Сербии Дубравка Джедович Ханданович сообщила в интервью агентству AP, что в долине Джадар содержится около 158 миллионов тонн лития, или около 17% от общих предполагаемых запасов на европейском континенте. По ее словам, Джадар — «одно из наиболее изученных месторождений лития в Европе и, вероятно, одно из лучших в мире» и может «вывести Сербию на первое место не только в Европе, но и в мире» в борьбе с изменением климата.
Подпись Джедович Ханданович стоит на меморандуме ЕС, который предусматривает «стратегическое партнерство» в области экологически чистого сырья, цепочек поставок аккумуляторов и электромобилей. Планируется не только экспортировать сырье, но и внедрять новые технологии в Сербии.
Любые потенциальные раскопки будут соответствовать самым высоким стандартам ЕС, утверждает Ханданович: «мы ничего не будем предпринимать, если это окажет настолько негативное воздействие, что будет иметь пагубные последствия, в этом случае проект не будет реализован». Министр также пожаловалась на «дезинформацию», якобы распространяемую о проекте.
По ее словам, в ответ правительство создало колл-центр и медицинскую группу для отслеживания любых потенциальных рисков для здоровья. Хотя это могло бы приблизить Сербию к ЕС и помочь снизить зависимость блока от Китая в области производства лития, критики утверждают, что риски от добычи лития по-прежнему перевешивают выгоды.
Сербия является страной-кандидатом на вступление в ЕС, но она также имеет тесные связи с Россией и Китаем. Китай владеет крупнейшим в стране медным рудником на востоке Сербии.
Аргументы экологов
Драгана Джорджевич, профессор-исследователь Белградского университета и эксперт по химии окружающей среды, входит в группу сербских ученых, которые в ходе исследования обнаружили, что земля в долине Джадар уже была повреждена во время геологоразведочных работ. По ее словам, это сельскохозяйственный район с подземными водами и реками, которые часто выходят из берегов и могут переносить любые токсичные материалы вниз по течению, поэтому шахта представляет «огромный риск для всего региона».
Компания Rio Tinto заявила, что будет строить подземный рудник в соответствии со стандартами безопасности ЕС и «выступает за общественный диалог, основанный на фактах». Официальные лица заявили, что шахта откроется не ранее 2028 года.