В прокат вышло сразу два фильма из серии «Жизнь замечательных людей» – про Харламова и про Хейердала. Жанр кинобиографии – традиционно один из самых устойчивых в мире, ибо реальная судьба подчас куда интереснее и драматичнее выдумки. Из огромного списка удачных и заслуживающих внимания байопиков Киноридус почти наугад выбрал десятку – не обязательно самых лучших, но, быть может, самых оригинально пересказанных для кино судеб.
«Человек на Луне», реж. Милош Форман, 1999
Энди Кауфман обладал чрезвычайно странным чувством юмора – настолько странным, что смеялись над его шутками далеко не все. Великий Милош Форман, известный своим выражением, что одно дело – потратить на фильм два часа, и совсем другое – два года жизни, а потому очень тщательно всегда отбирающий свои проекты, счел, что эта «странность» достойна потраченного на нее времени. И снял картину, в которой неординарное остроумие героя представлено во всём блеске. Сыграл Кауфмана один из его преданных фанатов - Джим Керри.
«Цвет граната», реж. Сергей Параджанов, 1968
Возможно, самый оригинальный «байопик», когда-либо созданный на свете: историю армянского поэта Саят-Нова Параджанов воплотил на экране исключительно визуальными метафорами. С наскока, без специальной подготовки разобраться в этом будет трудновато, но те, кто рассматривает кино не как развлечение, а как Искусство, почитают эту картину в числе главных шедевров кинематографа. В разном возрасте Поэта изображают разные актёры, из которых имеет смысл выделить Софико Чиаурели.
«Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину», реж. Андрей Хржановский, 2008
Еще одна биография Поэта – на сей раз Иосифа Бродского. Не такая «мудрёная», как у Параджанова, но не менее искусно придуманная и сложно выполненная – в разных кинематографических техниках. Здесь и постановочное кино, и ловкая имитация документа, и неожиданные, но впечатляющие анимационные вставки!.. Как и в случае с Саят-Новой, фильм – вовсе не монотонное исследование наподобие «ЖЗЛ», а попытка проникнуть в духовный мир, в творчество поэта, в его поэзию. Весьма удачная попытка. Нобелевского лауреата сыграл Григорий Дитятковский.
«Эд Вуд», реж. Тим Бёртон, 1994
Это лишь внешне – рассказ об одном из множества режиссёров, а на самом деле - необычайнейшей силы признание в любви к кинематографу. Наверное, Эдвард Вуд и правда не блистал талантами (в этом каждый при желании может убедиться лично, отыскав и посмотрев его собственные работы), но биографов привлекло не итоговое качество тех лент, а искренняя увлечённость и целеустремлённость их автора. Вуд в исполнении Джонни Деппа одержим одною мечтой: снимать кино, снимать, несмотря ни на что! Тем печальнее вывод: сегодня подобная одержимость встречается всё реже – хотя именно сейчас свой фильм способен сотворить практически каждый.
«Я убил свою маму», реж. Ксавье Долан, 2009
Если судить строго – это, конечно, не фильм-биография. Но если всё же дать послабление – это один из самых нетривиальных байопиков последних лет. Дело в том, что вундеркинд из Канады Ксавье Долан (на момент премьеры парню только-только исполнилось двадцать) придумал и снял фильм практически о самом себе – сыграв при этом еще и главную роль. Казалось бы – кому могут быть интересны эти юношеские «откровения»? В интернете подобного добра навалом. Но в том-то и дело, что Долан действительно большой талант – и из своей жизни он сумел скроить необыкновенно интригующее кино. Мама, кстати, осталась жива – и очень довольна сынишкой.
«Евангелие от Матфея», реж. Пьер Паоло Пазолини, 1964
Странно было бы обойтись в этом списке без жития популярнейшего человека на Земле (на той её, во всяком случае, половине, что исповедует христианство). И тут, конечно, имеется богатейший выбор – ибо фильмы про Христа начали снимать еще в 19-м веке и счёт картин, в которых он появляется, идёт не на десятки, а на сотни. Версия Пазолини – одна из мощнейших в художественном плане, хотя режиссёр и обошелся без ложного пафоса, представив своего героя не столько богом, сколько революционером – за что, кстати, получил как пинки, так и благодарности. Иисуса сыграл студент-экономист Энрике Иразоки, впоследствии попробовавший продолжить актёрскую карьеру, но не слишком успешно.
«Меня там нет», реж. Тодд Хейнс, 2007
«Прикол» этой биографии Боба Дилана отнюдь не в том, что главного героя играют разные артисты – нас после Параджанова этим не удивишь. Но любопытно то, что самого музыканта в фильме вроде как вовсе и нет – а есть его ипостаси, имеющие не только разные лица, но и разные имена: какой-то Вуди Гуатри, какой-то Робби Кларк, какой-то Джуд Куинн… «Где Боб Дилан?!.» - вольны возмущённо спросить непонятливые фанаты. Где-где – это всё он. Такой вот, разнообразный. В теле то Хита Леджера, то Ричарда Гира, а то и вовсе Кейт Бланшетт, чего уж там.
«Анастасия», реж. Дон Блут, Гари Голдман, 1997
Пожалуй, самый дикий пример из всех приведённых – но из-за дикости мы его сюда и включили. Хотя если говорить о жанре анимационных биографий всерьёз, то тут должны были бы находиться, например, «Персеполис» или «Вальс с Баширом», или уж по крайней мере какие-нибудь классические диснеевские ленты наподобие «Покахонтас». Но «Анастасия» приятна нам, разумеется, своим незамутнённым взглядом и на российскую историю, и на судьбу якобы «пропавшей» царской дочки, великой княжны Анастасии Николаевны. После этого мультфильма у школьников, понятное дело, не возникнет больше вопросов, что и как у нас там было в период царизма и кем на самом деле являлся Григорий Распутин. Однако больше всего здесь поражает не сам сюжет, а те, кто скрупулёзно выискивает в нём ошибки – полагая, видимо, что их наличие и в самом деле «очерняет» Россию.
«Бешеный бык», реж. Мартин Скорсезе, 1980
Пропустить данный фильм, может быть, и стоило бы: уж больно очевидный пример – эталонная кинобиография, никого этим названием мы тут не удивим. Но было бы просто неправильно затеять этот условный «хит-парад» из-за спортивной ленты (уже многим полюбившейся «Легенды №17») – и не включить в него ничего хотя бы чуточку близкого. Бокс, правда, далеко не хоккей, да и фильм скорее не о спорте, а о тяжёлой человеческой судьбе… Но – не попрёшь против Роберта Де Ниро в роли Джейка ЛаМотты. Даже глупо сопротивляться.
«Социальная сеть», реж. Дэвид Финчер, 2010
Далеко не идеальная кинокартина (хотя количество её поклонников стократно превышает число её хулителей), невероятно между тем ценная единственным, но самым главным своим козырем: мы все знаем, о ком она – и он по-прежнему живет где-то среди нас. Формально, впрочем, это не биография Марка Цукерберга, а история возникновения «Фейсбука» - но понятно ведь, что говоря одно, мы неизменно подразумеваем и второе. И что бы там не произошло дальше с самой социальной сетью, непосредственно Цукерберг – которому нет еще и 29 лет – в искусстве себя уже обессмертил. При помощи Джесси Айзенберга, разумеется.
Кстати сказать, российские производители могут, конечно, хоть тысячу раз это отрицать, но понятно ведь, откуда растут корни у снимающихся сейчас лент о «Яндексе» и «ВКонтакте». Удастся ли им столь же точно «захватить» эпоху, как удалось это оригиналу – покажет, как говорится, время. Тем более что оно здесь, в случае с кинобиографиями, – всегда лучший помощник. Потому как именно временная дистанция позволяет лучше разглядеть – что действительно достойно двухчасового фильма, а без чего человечество с радостью обойдётся.
См. также: