Экономика

Жизнь после санкций

14 535

Эксперты предрекали две беды для российской экономики: снижение потребительского спроса и рост цен, но ни один из прогнозов не сбудется. Вся социальная корзина – это почти стопроцентное отечественное производство, поэтому продуктам всеобщего потребления не грозит ни дефицит, ни перемена ассортимента, ни изменение цен.

Генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина уверена, санкции против России – это огромнейшая возможность для русских производителей, которую они могут использовать себе во благо. Россия сможет нарастить собственное производство во всех основных отраслях, обеспечить рабочие места для граждан, а также пополнить бюджет страны. В ближайшее время будет разработана продовольственная программа, где особое внимание уделят отраслям, которые больше всех зависят от импорта: рынок овощной продукции и переработки зерна.

«Этот год можно назвать переходным периодом от рынка импортозависимого к рынку, который будет обеспечивать свои потребности»,- считает Елена Тюрина.

Скоро отечественные производители смогут обеспечивать российских потребителей на девяносто процентов, и, к тому же, экспортировать свою продукцию. Так у России уже налажен экспорт свинины и птицы.

1 © Яков Андреев/РИА Новости

Теперь товары на российские столы будут поставлять Белоруссия, Казахстан, Латинская Америка, Китай и местные производители: регионы-доноры станут кормить города-миллионники.

«Рынок будет обеспечен в течение этого года на период действия санкций. Думаю, что нам нужно два-три месяца, чтобы изменить географию поставок и товарные потоки», - заверяет Елена Тюрина. Для поддержки отечественных производителей уже выделено одиннадцать миллиардов рублей, потому что пока большинство отраслей не могут самостоятельно себя содержать.

Специалисты утверждают, что санкции никак не повлияют на рост цен, но не стоит забывать, что Россия, как частично импортозависимое государство, находится во власти инфляции и курса рубля.

«Глобального роста цен мы не видим, если и возможны колебания, то на локальных рынках, вызванные либо временным затруднением замещения продовольственных товаров, либо фактическим поведением отдельных компаний, пытающихся заработать на ситуации», - говорит Зам. Министра сельского хозяйства Дмитрий Юрьев.

Резкое увеличение цен просто невозможно. Договоры, подписанные компаниями, не позволяют моментально повысить стоимость товаров. От момента её объявления до мгновения повышения цены на полке магазина должно пройти от тридцати до шестидесяти дней.

Зам. Исполнительного директора ассоциаций розничной торговли Екатерина Куманина  заявляет, ассортимент, безусловно, изменится – это коснется сыров и фруктов. Теперь вместо продуктов из закрытой Голландии, Бельгии и Испании, россияне получат товары из других стран: иной сорт груши, яблока или нектарина. Эксперты уверяют, ассортимент измениться в здоровую сторону, а продукты общего потребления не пропадут с полок магазинов: на прилавках появится больше свежих продуктов с маленьким сроком годности.

2 © Александр Кряжев/РИА Новости

Теперь сыр и молоко будут производить непосредственно в России или же завозить из Белоруссии и Казахстана. Зам. Министра сельского хозяйства уверен, что российская продукция сможет заместить почти весь ассортимент иностранных товаров, к тому же, отечественные аналоги будут стоить дешевле. С другой стороны, дорогого и редкого сыра россияне не смогут попробовать ещё долго, но он составляет всего лишь три процента потребления из всей продукции. Зато смогут полакомиться российским подобием: производители утверждают, что смогут выпускать наш пармезан и камамбер. Называться будут по-другому, но сохранят привычный вкус и вид.

«Тот объем импорта, который запрещен к ввозу, составляет около двадцати процентов всего импорта, а если мы говорим об объеме на полках, то это менее десяти процентов продукции. Белоруссия с Южной Америкой могут легко заместить весь тот объем, который закрыт к поставкам, поэтому, что касается обеспеченности потребителя, никаких рисков нет», - заявил Председатель правления «Союзмолоко» Андрей Даниленко.

Всю мясную продукцию из Европы заменит птица, свинина и говядина из Латинской Америки и России. Рынок птицы, который зависел в 2000 году от импорта на пятьдесят процентов, теперь зависит лишь на десять. Импортируемая колбаса из-за рубежа содержит более сорока пяти процентов жира, а российская будет иметь сбалансированное содержание белков и калорий, но сырокопчёные продукты могут подорожать на двадцать процентов.

Однако, не все не так безоблачно, за последние полтора года поголовье скота резко уменьшилось, а молока для производства не хватает. Эксперты списывают это на недостаточный уровень поддержки от государства. Для реализации программы нужно более трех с половиной триллионов рублей.

«Мы надеемся, что санкции не будут долгосрочными. Полное импортзамещение не всегда разумно. Во-первых, импорт влияет на конкурентоспособность, тем самым держит в тонусе производителей, что очень важно. Во-вторых, импорт гасит колебания национального курса валюты. И наконец, каждая страна, которая является экспортером, одновременно является и импортером. Международное сотрудничество является очень важным фактором: кроме торговли товарами есть обмен технологиями и опытом», - считает Президент Мясного союза Мушег Мамиконян.