Общество

Жизнь в глухой темноте

10 437

При входе в здание я получил короткую инструкцию — движение по коридорам детдома правостороннее. Точнее — дети передвигаются по правой стороне коридора, персонал­ по левой. Так можно избежать столкновений.




Внутренние помещения просторные и не загромождены мебелью.



Сегодня в детдоме находится более двухсот детей с различными нарушениями зрения и слуха. Кто-то слабо видит, но ничего не слышит, кто-то наоборот. Есть дети, которые ничего не видят и не слышат одновременно. А так — это самые обычные дети. Они носятся по коридорам, смеются, играют и общаются друг с другом. И нужно им не так много вещей, чтобы почувствовать себя комфортно. Их потребности нематериальны: ласка, забота, общение. Кстати, в этот дом можно приезжать в качестве волонтера.






Столовая. Ножи и вилки детям выдают без ограничений.







В таких условиях ограниченные возможности становятся почти неограниченными. Детский дом в Сергиевом Посаде ­— единственное в своем роде учебное заведение в РФ, где работают с детьми с такими проблемами. Преподаватели здесь ­— это профессионалы и энтузиасты, они даже разработали программу переподготовки педагогов (тифлосуропереводчиков) для работы в регионах (http://www.deaf­blind.ru/rus/centr/). Ведь здесь учится только 209 детей, а сколько их по всей стране?



Так происходит процесс общения: слова передаются прикосновениями.



Максим выступает на сцене и очень смущается. Еще совсем недавно он не умел ходить, не то что танцевать. Этому его научили в детском доме.



Для слепоглухих не существует телевизоров и игровых приставок, но все время расписано поминутно —­ дети учатся полезному и интересному каждый день, и не успевают скучать.



Это «тактильное» расписание занятий на день, формат ­— собственное изобретение детского дома. Такое расписание позволяет слепо­глухим детям получить «ниточку» информации из нашего мира и понимать, что их ждет в течении дня. Дети все время чем-то заняты, такое ощущение, что им не дают скучать ни на минуту.



Правописание: ученик работает со шрифтом Брайля, а для преподавателя на карточках изображены буквы.



Похоже на скраббл, но на самом деле это обучение алфавиту.



А это — «устная» речь слепо­глухих, для каждой буквы есть своя последовательность прикосновений.



Одна из мастерских. Здесь можно научиться делать вот такие гобелены.



Гобелен выпуклый, его можно «увидеть» пальцами. До попадания в этот детский дом Даша была замкнутой и драчливой, а теперь она стала терпеливой, научилась читать и писать. А еще она большая кокетка.



В холле выставка работ учеников, там же проводят «официальные» мероприятия —­ Никиту, например, поздравляют с Днем Рождения.



Еще одна мастерская, в этот раз здесь изготавливали восковые свечи.



Свечи продаются в Лавре, а выручка возвращается в детский дом и на нее покупают расходные материалы для этого производства.






Свободные руки без работы не остаются. Здесь активно развивают даже самых «тяжелых» воспитанников, поскольку без дела их жизнь становится такой же скучной, как и для любого другого ребенка.



Мастерская, где дети постарше изготавливают различные обучающие материалы для младших групп.



На уроке правописания осваивают печатную машинку Брайля. Очень интересная штука, вот видео о том, как она устроена: http://youtu.be/XSkvGFzWMq4



Для печати шрифтом Брайля используется плотная бумага на которой способом тиснения наносятся буквы, которые считываются подушечками пальцев.



В одной строке умещаются до сорока символов. Большинство книг и учебников в детдоме делают самостоятельно, силами учителей и учеников.



Уроки творчества ­— это не только гобелен, но и живопись ­— для тех воспитанников, кому позволяет зрение (и талант). Кстати, в предыдущем детдоме Колю считали умственно отсталым и накачивали лекарствами, а здесь он раскрылся и научился неплохо рисовать и танцевать.



Мастерская керамики.



Вот такие забавные рыбы получаются у слабовидящих учеников керамической мастерской.



А это литые свечки, их тоже делают воспитанники детского дома.



Так выглядит чтение учебника по русскому языку...



А это — тетрадь по математике с­ пометками преподавателя на полях.



Еще одна творческая мастерская. Это аппликация из свернутых бумажных полосок.



Работа кропотливая, но результат того стоит!



Момент, который меня поразил больше всего. Аня слушает, что я говорю, пальцами снимая колебания гортани. Родилась Аня абсолютно здоровым ребенком, но из-­за перенесенной болезни и некачественной операции полностью потеряла слух и зрение.



Так она общается с подругой ­— прикосновениями. Со стороны кажется, что они просто держатся за руки, но если приглядеться — пальцы стремительно порхают, складывая из букв предложения.



Спортзал здесь вполне обычный, только вот лестницы и маты —­ мягкие. Ну и диско­шар, конечно, для особых случаев :)



Каждый день дети ходят в бассейн. Они учатся плавать и нырять. Это сложно, если болезнь затронула вестибулярный аппарат, но достижимо.



В лабораториях регулярно проверяют слух и зрение ребят, чтобы подобрать правильный комплекс упражнений для их развития.



Это слуховые аппараты ­— современные и почти незаметные. Удивительно, но чтобы ими успешно пользоваться нужно также много тренироваться.



Это не радиостанция, а один из диагностических аппаратов.



Девочка нажимает на кнопку, когда что­-нибудь слышит в наушниках. Я стоял на расстоянии и слышал разные по частоте и громкости звуки, доносившиеся из наушников. Но девочка всего лишь несколько раз нажала кнопку.



Исследование слуха при помощи звуковых волн.



Так показания прибора выглядят на экране, по ним можно с высокой точностью определить остроту слуха.



Ученики с музыкальными способностями поют в хоре. Кстати, это очень известный в среде слабовидящих хор, который часто выступает на различных меропритиях. Нам сказали, что хор пригласили выступать и на закрытии Паралимпиады.



После занятия пением Даня взял один из моих фотоаппаратов и начал снимать за меня )






Вот, что он наснимал:












Я решил, что куплю и привезу Дане в следующий раз небольшой фотоаппарат. Пускай снимает, раз у него это так хорошо получается.



Вот и все,­ пора покидать гостеприимные стены.



Таким людям, как я, тем, кого называют здоровыми, легко выйти отсюда. Но что ждет за порогом детского дома этих ребят?



Я бы хотел, чтобы наши дети относились к таким людям, как к равным, а не с жалостью, отвращением и испугом. Нас, к сожалению, этому не научили, а ведь при правильном подходе даже тяжелые недуги не будут препятствием к развитию и социальной адаптации.
Мне бы очень хотелось, чтобы таких учреждений, где так работают со слепоглухими детьми, в России было больше. Но это не все, что нужно инвалидам для нормальной жизни в обществе. Им нужно качественное образование, рабочие места, доступная среда и, конечно, понимание других людей. Пока что после 18 лет им просто некуда идти.

Про этот детский дом я узнал от друга, работающего в команде Сергея Миронова. Сильная статья на эту тему в Фейсбуке:https://www.facebook.com/mironov.online/posts/466773973424276