Общество

Зимнее цветение арабской весны.

0 351

Цепь событий однозначно разделилась на внутри стихийные и внешне организованные.

Первые выступления были массовыми и стихийными. Они стали следствием резкого ухудшения положения народных масс, к которому добавился фактор усталости от заскорузлой политической системы правления «вечных лидеров». Начавшиеся в начале 2011 года протесты в Тунисе, а затем и Египте грянули как гром среди ясного неба. От инфантильных арабов никто ничего подобного не ожидал. Эти массовые народные протесты привели в замешательство руководство «добропорядочных» демократий. Благодаря вездесущим СМИ весь мир увидел удивленные и растерянные лица лидеров Европы и Америки. Судя по их первым высказываниям – невнятным и путанным - в их долгосрочные планы ничего подобного не входило. Однако, на то они и сильные мира сего, что бы быстро преодолевать внезапно возникающие «затруднения». Быстро оправившись от удивления, которое вызвали арабы, они быстро вошли в русло событий, признав новые «народные» правительства. Но и этого оказалось мало. Если огонь загорается, то грех не погреть на нем руки. От признания «Арабской Весны» цитадели «демократии» перешли к реальным действиям. То есть, не мудрствуя лукаво, «цивилизованные политики» решили возглавить революционную волну и пустить ее в нужное русло. А уж если быть совсем точным, то воспользовавшись как историческим примером революциями реальными, было решено организовать новые и более полезные «революции». Благо технология за долго до этого была обкатана на странах бывшего СССР.

Таким вот образом, креативно мыслящие сильные мира сего, решили разрубить несколько гордиевых узлов используя прикрытие «народного» протеста. События в Ливии, как и в Сирии, и это уже ясно как божий день, явились результатом целенаправленно организованного устранения неугодных режимов.

Но вот прошел год и те же лидеры, которые с восторженными эпитетами поддерживали арабскую демократию, уже с ужасом начинают кричать о наступлении темных веков шариата в странах Арабской Весны. Дескать, не оправдали неразумные жители стран Магриба возложенных на них надежд и во-вот приведут к власти страшных исламистов и пополнят ряды таких «нехороших» парней вроде Ирана.

Да действительно, в ходе прошедших в Тунисе и Египте парламентских выборов исламские партии получили до половины голосов. Формально можно сказать, что пришедшие к власти сторонники ужасного «шариата» вот-вот превратят эти страны в подобие Афганистана или Саудовской Аравии. Однако такая постановка вопроса довольно сомнительна. И вот почему: термин «шариат», в какой-то мере можно считать исламской «демократией». Не только в том смысле, которые в него вкладывают сами исламисты, которые говорят, что только шариат дает истинное равноправие. Но и в том смысле, что так же как в иных странах, ориентированных на англосаксонскую политическую систему, любая власть стремится выглядеть «демократично», дабы не смущать народ и соседей, так и в странах исламского пояса, таким же политическим прикрытие является «шариат».

В общем и целом, в какой-то степени, шариат играет роль такой же популистской политической завесы для мусульманского мира, каковой является «демократия» в других странах.

Демократия-то у всех разная и у каждого «своя». США говорят, что у них демократия, но преследуют Ассанжа и прессуют участников движения «Захвати Уолл-Стрит», похлеще батьки Лукошенко. Евросоюзная Прибалтика говорит, что у них то же демократия, но проводит политику сегрегации: треть населения – «негры», то есть не граждане, русскоязычные люди без прав. Россия говорит, что у нее «суверенная демократия». Здесь как говорится, судите с амии. Да и Китай и Куба и КНДР то же ничуть не хуже, и то же заявляют о своей – народной, «демократии».

Так же и с Шариатом. Саудовская Аравия заявляет о своем «шариате». Иран говорит об истинности своего «шариата». Но при этом обе страны, имея в реальности противоречивые политически и экономические интересы, отчаянно стремятся друг друга уничтожить, при этом ссылаясь на то, что у соперника шариат «не настоящий».

О шариате говорят и туристические мекки вроде Иордании и Эмиратов, о которых особо не скажешь, что там ужасный «шариат». Да и сами жертвы арабской весны и Мубарак и Бен Али и Салех, то же неустанно говорили о «цивильном» шариате. И жертва натовско-арабской «контрреволюции» Каддафи, и тот, неустанно твердил, что Джамахирия строится на законах шариата. Но те, кто против их восставал, то же ведь бунтовали с лозунгами – шариат «не настоящий».

В общем, так же как и в случае с «демократией», все о шариате говорят, но в принципе решают свои политические, экономические и общественные задачи в соответствии с требованием времени.

Ну и наконец, о «неблагодарных» и «не демократичных» арабах. Действительно, исламо ориентированные партии набрали в Египте и Тунисе по 45-50 %. Это действительно хороший и даже «пугающий» добропорядочного бюргера показатель, но только по «европейской» шкале. Это для любой европейской партии даже 30-40% фантастическая удача. Но это крайне плохой показатель по «восточной», «азиатской» шкале, где традиционно народ и партия (король, эмир, император и др.) едины. Даже недавние выборы ЕР показали, что половина голосов за правящую партию, а значит идеологически господствующую силу, это, в общем-то, провал, который власть переживает очень болезненно.

Так же и с Тунисом и Египтом, смотреть на результаты выборов можно под двумя углами:

С одной стороны почти половина избирателей выбрала тех, кто говорил о шариате и исламском пути – и «умеренном» и «не умеренном» (ибо исламских партий было несколько)

Но с другой стороны, так же можно сказать, что как минимум половина жителей этих стран была против шариата любого, и «умеренного» и «не умеренного».

Но в конечном итоге, все же надо помнить следующее. В том же Тунисе и Египте туризм – это хлеб миллионов. И как-бы пафосно не заявляли о строительстве общества по заветам пророка некоторые лидеры Тахрира, любое пришедшее к власти в этих странах правительство будет понимать: ужесточение правил для «неверных» приведет к тому, что иссякнет поток желающих купаться в теплом море и лицезреть развалины древности. Ибо из европейского мира никто не поедет туда, где в 40 градусную жару заставляют с головы до ног одеваться. А без туристической спасительной удочки, массы народа ждет еще большее обнищание и тогда восстания начнутся уже против новых властей.