Общество

Зимой Москву завалит противогололедными реагентами

5 333

Вчера в РИА Новостях прошла пресс-конференция руководителей Департамента ЖКХ правительства Москвы. «В этом году на дорогах Москвы будут использоваться только хорошо известные и проверенные реагенты, — заявил руководитель департамента ЖКХиБ Андрей Цыбин. — Город пошел на значительные финансовые траты для закупки реагентов. Что касается воздействия реагентов на окружающую среду, животных и самого человека, то дело не во вредности, а в правильности их использования».

Как сейчас нас спасают от гололеда? С зимы 2011/2012 годов в Москве борьба с выпавшим снегом и гололедом осуществляется в соответствии с новой «Технологией», утвержденной мэром Собяниным. Эта «Технология» была инициирована новым руководителем московского Департамента природопользования и охраны окружающей среды (ДПиООС) Антоном Кульбачевским и одобрена руководителем ДЖКХиБ Андреем Цыбиным, теми самыми, что проводили конференцию.
Согласно старой технологии в Москве за год высыпалось ок. 148 тыс. тонн в пересчете на твердое вещество противогололедных материалов (ПГМ). Две трети ПГМ составляли жидкие реагенты, которыми дороги обрабатывались до выпадения снега, что предотвращало прилипание снега к асфальту и образование льда.
В новой «Технологии» применение жидких реагентов было резко сокращено в пользу твердых, при этом из твердых реагентов исключен хлористый кальций, единственный, работающий при температурах ниже минус 20 °С. Твердые реагенты взаимодействуют со снегом и льдом после образования снежно-ледяной корки, что требует повышенного расхода реагентов и не препятствует образованию льда в начальный период снегопада.
Старая технология запрещала сыпать реагенты во дворах и на тротуарах, новая - разрешила. Согласно документу коммунальным службам разрешено использовать до 150 тыс. тонн сухих реагентов для уборки тротуаров, максимальный расход ПГМ в пешеходных зонах на 1 кв. м составил 45 кг. Владельцы собак стали жаловаться, что их питомцы обжигают лапы, а обувь москвичей «вспомнила» начало двухтысячных. Изменения в технологии привели к тому, что допустимый объем реагентов в пересчете на твердое вещество вырос до 380 тыс. тонн (увеличение с 14,8 до 35 кг на каждого жителя Москвы). В новой – стандартные смеси хлоридов натрия и кальция были заменены реагентами с формиатом натрия и мраморной крошкой неопределенного состава. Такого рода смеси не используются нигде в мире, и их производит только Уральский завод противогололедных материалов (УЗПМ). За прошедние два года вместо десятка поставщиков ПГМ на рынке Москвы остался единственный монополист – УЗПМ. Реагенты с Урала стали закупаться ДЖКиБ по цене в три раза выше реальной стоимости. Увеличенный расход реагентов и закупки по высоким ценам привели к росту расходов бюджета с 1,2 млрд рублей в год до 4 млрд рублей в год (в 2011-2012 годах реагенты закупались сразу на два зимних сезона, на что было потрачено около 6,5 млрд рублей). При этом ожидаемый расчетный дефицит бюджета Москвы в 2012 году – 304 млрд рублей. Результат – 9-10 балльные хронические пробки, ставшие уже привычными, дыра в бюджете, убитые газоны и деревья, пострадавшие животные и недовольные горожане.