С начала года в Москве было совершено более 2,5 миллионов поездок на прокатных электросамокатах. Сейчас, по данным Департамента транспорта, в сервисах аренды электрогаджетов уже больше 600 тысяч пользователей, и эта цифра постоянно растет. Вместе с ней увеличивается и число неприятных дорожных происшествий, связанных с этим видом средства передвижения.
Так, буквально на днях на улице Садовая-Кудринская 26-летний москвич получил сотрясение мозга и травму живота из-за столкновения с электросамокатом, а неизвестный водитель двухколесного гаджета и вовсе, сбив девушку, скрылся с места происшествия. Несмотря на анонсированные столичной мэрией меры по регулированию езды на электросамокатах, очевидно, что работают они пока крайне слабо. Что неудивительно: ведь более 90% ДТП с самокатами в Москве приходится на личный транспорт и только 8% — на прокатный.
Пока наши законотворцы обдумывают новый закон о СИМ (средствах индивидуальной мобильности), а на дорогах, в парках и пешеходных зонах продолжаются хаос и травматизм, вместе с юристом Ильей Афанасьевым «Ридус» подготовил очередной полезный лайфхак о том, что делать, если вы пострадали от столкновения с электрогаджетом, который по текущим законам, верится вам в это или нет, несясь на вас со скоростью свыше 90 километров в час, все еще является пешеходом. И у него нет ни водительских прав, ни ОСАГО, ни, чаще всего, увы, даже никакого представления о правилах дорожного движения.
Обстановка на месте ДТП после столкновения самоката и Toyota Camry на Алтуфьевском шоссе.© Агентство «Москва»Как пояснил Илья Афанасьев, ущерб, причиненный автомобилю в ДТП с самокатом, возмещается на основании статьи 1064 Гражданского кодекса РФ.
В первую очередь необходимо зафиксировать происшествие. Если оно произошло на дороге, вызываем ГИБДД. Если на дворовой территории или в промзоне, на территории торгового или бизнес-центра, внеуличной парковки — просим прибыть на место участкового.
Получаем протокол или постановление о происшествии, где указаны персональные данные водителя самоката, и готовимся определить размер ущерба, который был нанесен вашему транспортному средству. Для этого либо назначается экспертиза, на которой производится оценка повреждений пострадавшего автомобиля, либо вы сразу обращаетесь в сервис, где уже по итогам проведенного ремонта получаете чеки и документы с описанием перечня работ и их стоимости.
Далее с заключением эксперта или фискальными документами из автосервиса (тут важно знать, что это не возмещение по ОСАГО и вы имеете право требовать оплаты за поврежденную деталь в полном объеме, даже если у вас старая машина, так как согласно постановлению Конституционного суда РФ от 2017 года ущерб рассчитывается в данном случае без учета износа!) вы можете составить досудебную претензию и отправить ее виновнику аварии — водителю самоката, объясняет юрист.
Катание на электросамокатах. © Ведяшкин Сергей/Агентство «Москва»В случае происшествий с травматизмом пешеходов используем ровно тот же самый алгоритм, что и при ДТП. Фиксируем событие в компетентных органах. Кстати, нелишним будет, если речь идет о столице, запросить видео с дорожных камер в Департаменте информационных технологий города Москвы. Далее идем к врачу и определяем характер травмы и стоимость лечения.
В случае установления причинения вреда здоровью можно потребовать не только полной компенсации расходов на лечение, но и возмещения морального вреда. Хотя из-за особенностей нашей судебной системы и самого отношения к ценности человеческой жизни это, увы, будет совсем небольшая сумма, — с сожалением отмечает Илья Афанасьев.В том случае, когда в досудебном порядке договориться «миром» двухколесный водитель отказывается, необходимо обратиться с исковым заявлением в суд. Если имело место причинение вреда здоровью, то подать иск можно в судебный орган только по месту прописки. Если же речь идет о причинении вреда имуществу, иск предъявляется по месту жительства ответчика.
Как всегда, искренне желаем и надеемся, чтобы эти советы вам никогда не пригодились. Но если все-таки внештатная ситуация возникнет, теперь вы знаете, что нужно делать. А это уже полпути к ее благополучному разрешению!