Кино Арт-ридус

«Золотой орёл» сражён «Звездой», «Поддубным» и, конечно, «Солнечным ударом»

5 368

Экспертный совет одной из российских Киноакадемий обнародовал список участников конкурса на соискание одной из национальных премий в области кинематографии — той, что зовётся «Золотым орлом». Причём сделано это только сейчас, а не несколько недель назад, как об этом говорили некоторые СМИ, выдававшие за новость лишь комментарии к слухам. Так называемый «длинный список» опубликован на сайте премии — и его пристальное изучение захватывает покруче иного детектива. По сути, это краткий справочник «Кто есть кто в российском кино 2014-го года», любопытный рейтинг, указывающий, кто в прошедшем сезоне вёл себя хорошо, а кто плохо.

Перед тем как перейти к его рассмотрению, следует сразу особо отметить, что это вовсе не список номинантов, которые впоследствии будут конкурировать за саму премию. Это список, на основе которого члены Киноакадемии и составят собственно «шорт-лист», галочками отметив в каждой из категорий трёх любимчиков (в случае с игровыми фильмами таковых может быть пять). Сделать это они должны до 25-го декабря, после чего страна и узнает лучших из лучших. Пока же это ещё не самые лучшие, а просто все те ленты, про которые эксперты «Золотого орла» сочли, что они вообще достойны претендовать на награду.

Всего их 45, из них 28 выдвинуты по главному пункту — более половины, очень даже неплохо (хитрость, заметно уменьшающая число обиженных). Принципиальная потеря только одна — «Трудно быть богом» Алексея Германа: фильм был снят с соревнования вдовой режиссёра, посчитавшей за личное оскорбление факт даже теоретического выдвижения. К подобному инциденту можно относиться по-разному, но если принять во внимание слова председателя Экспертного совета Кирилла Разлогова, неприкрытым вызовом тут действительно попахивало: попади всё же фильм в представленный список, по количеству упоминаний он не вошёл бы даже в десятку лучших картин года! Последний шедевр великого мастера планировали «двигать» всего только в семи номинациях — и ниже вы увидите, какие ленты его бы тогда обогнали.

Поговаривают, что с итогового голосования могут снять и «Левиафана» Андрея Звягинцева, что отчасти было бы даже и справедливо, учитывая, что в национальный прокат фильм пока так и не вышел — продюсерам оказалась важнее борьба за «Оскар», а не реакция отечественного зрителя; но на данном этапе фильм в списке остаётся и делит по числу упоминаний третью строчку.

Кадры из фильмов "Солнечный удар", "Звезда", "Weekend", "Левиафан", "Поддубный".

Наверное, никого не удивит тот факт, что безусловным лидером года по версии «Золотого орла» стал «Солнечный удар» Никиты Михалкова — он представлен во всех тринадцати номинациях, отведённых под игровое кино, но благодаря обилию мужских ролей второго плана в общей сложности заявлен даже не 13, а 15 раз. И тут даже неловко как-то спорить, учитывая, что две свои предыдущие картины («утомлённые» «Предстояние» и «Цитадель») Михалков благородно снимал с соревнования, а с «Солнечным ударом» не менее благородно даже не стал тискаться в очереди за тем же «Оскаром». Но не век же уступать молодым!.. На самом деле, тут с материалом о номинациях можно было и покончить, так как очевидно, что львиную долю «Орлов» этот фильм и возьмёт — не зря же его финальные титры завершаются копирайтом АНО «Золотой орёл»; сами делали — сами себя и наградим.

Однако большим сюрпризом можно назвать то, что уже упомянутого «Левиафана» оттеснили из тройки лидеров «Weekend» Станислава Говорухина и «Звезда» Анны Меликян, пропустившие лишь по одной категории, зато дуплетом выстрелившие актёрами второго плана, в результате чего у них по 13 условных баллов. За «Звезду» как раз можно порадоваться: картина, получившая на «Кинотавре» премии за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль, именно сегодня выходит в широкий прокат — и подобный щедрый «аванс» вполне может способствовать её пиару. Но примечательно, что работа Говорухина (благо так сложилась судьба) присутствовала в рекомендательном списке и прошлого года — но всего лишь в четырёх (!) номинациях. Даже поразительно, сколь значительно может вырасти профессиональная оценка после того, как режиссёр проделал дополнительную работу по монтажу, а с экспертным советом провели дополнительную беседу по приоритетам!.. Хотя выдвижение Юлии Пересильд (сыгравшей в фильме даже не второплановую, а скорее эпизодическую роль) в качестве лучшей актрисы года — это всё-таки чересчур, при всём нашем к ней уважении.

Вместе с «Левиафаном», потерявшим номинации за костюмы и музыку (хотя ранее Филип Гласс уже выдвигался за «Елену»), пятёрку самых заметных явлений в нашем киноискусстве по итогам этого года замыкает, не смейтесь, «Поддубный» Глеба Орлова (к чести Михалкова, в данном списке он не стал включать себя в число главных продюсеров фильма). В этой картине всё хорошо, не нашлось только достойной женской роли второго плана — а потому «всего» 12 упоминаний.

Кадры из фильмов "Две женщины", "Да и да", "Испытание", "Шагал - Малевич", "Кино про Алексеева".

Дабы не останавливаться на каждом нижеследующем пункте, упомянем теперь лишь наиболее выдающиеся курьёзы. В списке лучших лент года по какой-то совершенно непостижимой (национальной, видимо) квоте оказались такие неведомые доселе названия как «Булаг. Святой источник» Солбона Лыгденова и «Курбан-роман: История жертвоприношения» Салавата Юзеева (причём это единственная «номинация» фильма — ничем иным он экспертному совету не приглянулся). «9 дней и одно утро» Веры Сторожевой также упомянуты лишь дважды — но разве может лента быть «лучшей», если даже эксперты не считают таковыми составляющие её элементы?!. А вот Алексей Учитель («Восьмёрка») и Арсений Гончуков («Сын») имеют режиссёрский «балл» даже притом, что их работы в числе лучших не заявлены. Главный после «Левиафана» фестивальный хит года — «Класс коррекции» — имеет всего пять упоминаний, кассовый чемпион «Вий» представлен в списке четыре раза.

Разумеется, не получили никакой экспертной рекомендации те многочисленные наши комедии, что рассчитаны преимущественно на слабого мозгом зрителя. Но следует пожалеть об отсутствии в списке фильма «Всё и сразу», который далеко не так глуп, как кому-то могло показаться, и «Тайны четырёх принцесс» — её следовало бы как-то отметить хотя бы по квоте детского кино, сейчас заявленного лишь «Полным вперёд!» Аллы Суриковой. Хотя каким-то невероятным образом — и даже в первую двадцатку! — «прорвался» откровенно позорный «Скорый «Москва — Россия», получивший целых шесть упоминаний! Даже у третьих «Ёлок» (что ещё куда ни шло) всего одна сценарная „номинация“, а тут — и фильм, и режиссура, и сценарий, и проводница Ингеборги Дапкунайте каким-то лихом оказалась среди лучших женских ролей года!.. Один только этот факт заставляет усомниться в дееспособности проводившего оценку „комитета“. Да что тут говорить, если Сергей Светлаков выдвинут за роль второго плана во втором «Горько!» — а Александра Робака даже в теории назвать лучшим актёром забыли! Очевидно ведь, что галочки проставлялись, ориентируясь не на воплощённый образ, а больше на медийность того или иного артиста.

Также упомянем своеобразное достижение детективной мелодрамы Сергея Ткачёва «Скорпион на ладони», которая трижды упомянута в списке лучших женских ролей — но и всё на этом. И не забудем про покойного Андрея Панина, одну из своих последних ролей сыгравшего в не вышедшем пока фильме «Пока ещё жива». Закончим же данный обзор злорадным наблюдением: «Василиса», с таким пафосом выходящая нынче на экраны страны», отмечена экспертами «Золотого орла» один-единственный раз (!) — да и то, видимо, с той только целью, чтобы Ходченкова не обижалась.

Кадры из фильмов "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына", "Дубровский", "Я не вернусь", "Белый ягель", "Горько! 2", "До свидания мама", "Скорый "Москва – Россия".

А теперь — итоговый список того, как видится избранным Киноакадемией экспертам 2014-й год в российском кинематографе (в скобках — число упоминаний):

Как уже было отмечено, по разделу игрового кино нашлось 28 «лучших» фильма. Второе место по числу претендентов держит категория «Лучшая женская роль в кино» — 27 актрис, далее следуют режиссёры (их 26), актёры, исполнившие главные роли (24) и сценаристы (20 названий). Хуже всего у нас в индустрии с художниками по костюмам (всего 9 фамилий) и с монтажёрами (11) — хотя, быть может, просто эксперты по этим профессиям адекватнее прочих. Телевизионные, документальные и анимационные работы мы оставим пока без разбора.

В списке же лучших зарубежных фильмов, побывавших в российском прокате, — 24 картины, среди которых есть и «12 лет рабства», и «Жизнь Адель», и «Зимняя спячка», а также «Нимфоманка», «Холодное сердце» и даже «300 спартанцев: Расцвет империи» вместе с «Люси». Но присутствуют и совсем неочевидные названия вроде «Мамароша» или второй «Планеты обезьян»; но как без них, если первая лента — единственный в списке конкурсант ММКФ, а вторая Московский фестиваль закрывала: стало быть, её хоть кто-то из академиков да видел.

Чем всё закончится — узнаем в конце января.