Общество

Зоозащитники выступают против разрабатываемого Думой закона «Об ответственном обращении с животными», считая его бесчеловечным.

2 451


«Трибуна Общественной палаты» продолжает следить за законодательной базой, касающейся братьев наших меньших. Напомним, что месяц назад в Общественной палате очень жестко обсуждался закон «Об ответственном обращении с животными», который вот уже несколько лет завис в Государственной Думе между первым и вторым чтением.

У гражданского общества вообще и у зоозащитников в частности, есть серьезные опасения по поводу принятия законопроекта, а так же самой рабочей группы, которая разрабатывает текст закона.

Зоозащитники отмечают, что разработка законопроекта закрыта от общественности, его рассмотрение регулярно переносится. Более того, от работы над законопроектом отстранены авторитетные зоозащитники, вместо них участвуют в рабочей группы эксперты, высказывающие свои симпатии «дог-хантерам». Эко-активисты считают, что парламентарии разрабатывают закон, который фактически законодательно закрепляет уничтожение бездомных животных. При этом, по официальным исследованиям «Левада-центра», у нас лишь 8% населения согласны, что проблему бездомных животных нужно решать путем их уничтожения, остальные против убийства бездомных . 90% россиян против жестокого обращения с животными.

Глава Думской рабочей группы, по разработке законопроекта «О ответственном обращении с животными», депутат Максим Шингаркин, напомним, на слушаниях тогда не присутствовал. Позже, в интервью «Трибуне Общественной палаты», Шингаркин заявил, что его на слушания не приглашали и отказался комментировать свое отношение к законопроекту.

Видимо, в среде парламентариев нет согласия и нет четкого понимания, когда же закон «Об ответственном обращении с животными» поступит с поправками Правительства для рассмотрения в ГД во втором чтении, потому что 21 мая в Госдуму был внесен проект закона о «дог-хантерах». Дог-хантеры должны подпадать под закон об ответственном общении, но, видимо, депутат от «Справедливой России» Олег Михеев, разработавший текст закона о «дог-хантерах», считает, что так проблему можно решить эффективнее и быстрее.

Как говорится в тексте законопроекта о жестоком обращении с животными, внесенном Михеевым, максимальный срок заключения «за жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье» составляет два года. Кроме того, документ предусматривает наказание в виде обязательных работ (от 150 до 300 часов) или штрафа (от 150 до 400 тысяч рублей), а также прохождение психиатрического обследования с возможностью принудительного лечения.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он направлен против догхантеров — тех, кто убивает бродячих собак. «Деятельность догхантеров опасна для общества. От разбросанных в городе отравленных приманок страдают домашние питомцы, птицы, обитающие в городских парках мелкие животные (ежи, белки), являющиеся частью городской экосистемы», — говорится в тексте документа.

Законопроект также предусматривает возможность блокировки сайтов догхантеров, где рассказывается, как следует травить собак. Для этого сайты предлагается заносить в специальный реестр, куда сейчас попадают ресурсы, пропагандирующие наркоманию и самоубийства.

Напомним, что сейчас в Уголовном кодексе есть статья 245 («Жестокое обращение с животными»). Максимальное наказание по ней — арест на срок до шести месяцев (если преступление совершено в одиночку), но на практике, она мало применяется.
Но и на этом история не заканчивается, в адрес руководителя рабочей группы Общественной палаты РФ по проблемам обращения с животными Богдана Новорока, поступило несколько обращений от граждан. Причем эти несколько обращений – это лишь малая доля того, сколько подписей собрали зоозащитники против разрабатывающегося Думой закона «Об ответственном обращении с животными». Письма направлены и в адрес Президента, и в адрес Государственной Думы, и в адрес Общественной палаты.

У зоозащитников есть серьезные обоснованные претензии к тому составу рабочей группы, которая разрабатывает законопроект. Из рабочей группы исключены защитники животных, вместо них туда включены люди, считающие допустимым и законным убийство животных и открыто поддерживающие «дог-хантеров». В результате, основной идеей законопроекта, считают подписавшиеся, стало внедрение уничтожения бездомных животных в качестве основного метода регулирования их численности, а также введение жестких санкций для владельцев животных, а вовсе не для дог-хантеров.

Во избежание усугубления ситуации, зоозащитники считают необходимым немедленно отстранить от работы над законопроектом «Об ответственном обращении с животными» депутата Максима Шингаркина, а так же организации «Лапка друга» и представителей движения «Реалистическая зоозащита», добивающихся разрешения уничтожения бездомных животных, чья деятельность в этом направлении противоречит главным принципам защиты животных и не имеет отношения к зоозащитному движению.

Обратившиеся требуют возвращения зоозащитников в состав рабочей группы ГД РФ и призывают решить проблему бездомных животных гуманно, говоря, что численность можно контролировать ответственным обращением с домашними животными, социальным просвещением хозяев животных, а так же стерилизацией, но никак не убийством, бездомных собак и кошек.
При это зоозащитники возлагают особую надежду в решении проблемы жестокого обращения с животными именно на Общественную палату, т.к. при ОП РФ функционирует специальная рабочая группа по этому вопросу.

«Трибуна Общественной палаты» задала все интересующие вопросы руководителю рабочей группы Общественной палаты РФ по проблемам обращения с животными, заместителю председателя Центрального Совета Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы», Богдану Новороку.

Мы спросили его о том, почему единый закон о жестоком обращении с животными так и не принят, а вместо этого разные группы зоозащитников разрабатывают единичные законопроекты, касающиеся одной и той же области, например, отдельный закон о «догхантерстве»? Какова будет его (Новорока) реакция на обращение людей в адрес Общественной палаты ФФ, которые просят разобраться с ситуацией вокруг законопроекта о жестоком обращении с животными, находящимся в Госдуме, с чем связано недовольство зооактивистов, работой сформированной группы экспертов в ГД?

Богдан Новорок
- К вопросу, почему так долго не может быть принят закон «Об ответственном обращении с животными», так это потому, что у нас большая инерционно сеть властей машины и ее очень сложно раскачать. А когда общественность, в том числе и Общественная палата, начинает системно призывать обратить власти внимание на проблему, начинает что-то двигаться. Вот зоозащитники недавно проводили митинг против убийства собак, вернее предполагаемого убийства собак, которое закрепляется в законопроекте, находящемся на рассмотрении.

Обычно, без подключения общества, как все это происходит? Правительство, чиновники, которые зачастую даже не понимают специфики, разрабатывают законопроект, быстро согласовывают его в министерствах и отправляют на рассмотрение в Государственную Думу. В ГД этот законопроект пылиться, то же самое касается закона о животных, или о животном мире, как он назывался - уже 8 лет закон мусолиться, но никто его не принимает. Потому что нет особого интереса к этому закону, там нет особых денег и соответственно нет лоббистских групп. А двигает принятие этого закона только зоозащитные организации, мне кажется именно они и могут двигать законодательство в данной области вперед.

В Госдуме при комитете по природопользованию сформирована рабочая группа, которая занимается разработкой законопроекта "об ответственном обращении с животными", но дело в том, что туда включены организации, которые не имеют поддержки у зоозащитников - это какие-то западные организации, либо те, кто вообще слабо пред ставлены в России. Во-первых, зоозащитники, конечно, сами хотят участвовать в решении проблемы, во-вторых, те положения, которые включены в текст сейчас, слабо решают проблему - это, наверное, основной момент, почему зоозащитники себя так активно сейчас ведут.

Не будет решен вопрос с безнадзорными животными, потому что основная причина их появления - это кормовая база, а кормовая база - это свалки. Вопрос со свалками решается в другом законе об отходах производства и потребления, этот закон как раз интерес. Он закон активно лоббируется и поэтому тоже до сих пор не принят. По нему предполагается, что будет собираться порядка 5-6 млрд. долларов в год для финансирования строительства и реконструкции существующих полигонов. Вокруг сегодняшних несанкционированных свалок, которых сегодня в одном Подмосковье сотни, живут безнадзорные животные. Если нынешний законопроект об ответственном обращении с животными будет принят Государственной Думой, то этих собак будут просто убивать, причем это называется красивым словом «эвтаназия», но слово применяется неверно. Эвтаназия – это добровольный уход из жизни человека, который страдает тяжелым заболеванием, здесь же речь идет об умышленном убийстве живого существа, причем, препаратами, от которых животное будет полчаса мучиться, т.к. препарат вызывает удушье.

Это будет порождать вторую проблему. Откуда появились эти дог-хантеры и агрессия по отношению к животным у молодежи? Такими законами мы потворствуем созданию живодерского пула, т.е. людей, которым нравится мучить животных, они даже считают себя «санитарами леса». Если закон будет принят, то кто будет уничтожать животных? Это пробудит живодерские нотки в сотне людей, ведь дог-хантеры это абсолютно искусственная организация, но они объединяют вокруг себя агрессивную молодежь, которой нравится отлавливать собак, кошек и издеваться над ними. Они выкладывают видео убийств в youtube. И после убийства собак, следующий клич вполне может быть: «Давайте очистим улицы от бомжей», т.к. это устойчивые боевые группы подростков, которые кто-то может объединить для каких-то политических целей. Мы считаем, что дог-хантеры – это прообраз экстремизма или даже терроризма, но власть пока не реагирует, мы получаем лишь какие-то отписки.

Наша реакция на обращение в адрес Общественной палаты, безусловно, последует. Мы будем встречаться и с Максимом Шингаркиным и обсуждать этот вопрос, проведем общественные слушания и примем рекомендации, которые отправим в адрес ГД и лично господину Нарышкину с тем, чтобы был изменен состав рабочей группы и в нее были включены специалисты-зоозащитники. Этот вопрос мы так не оставим, мы обратимся в Администрацию президента, Правительство, которые готовило существующий законопроект.

«Трибуна Общественной палаты» публикует без купюр одно из обращений: http://top.oprf.ru/storage/c/2013/05/22/1369227735_949664_52.webp