Общество

Зубы дракона, или Почему в Дагестане ополчились на евреев?

0 7986

Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин взял под личный контроль расследование событий в дагестанском аэропорту «Уйташ», где вечером в воскресенье толпа несколько часов контролировала аэровокзал и летное поле, на которое приземлился борт из израильского Бен-Гуриона. Бастрыкин указал, что по факту этих событий возбуждено дело по ст. 212 УК РФ («Массовые беспорядки»).

Немассовые беспорядки

© Кадр из видео

Хотя официальная реакция российских властей на данный момент состоит в том, что инцидент в Махачкале имеет сугубо региональное значение, искать причины вспышки насилия в каких-то местных, сугубо дагестанских делах — неверный и близорукий подход, сказал «Ридусу» эксперт по странам Ближнего Востока Андрей Никулин.

При этом он соглашается с главой СКР в той части, что штурм аэропорта вряд ли был стихийной самодеятельностью.

«Никакие враги — насильно или за деньги — не могут собрать народ так оперативно. Люди идут сами. Значит, есть запрос на повестку. Накануне прибытия рейса из Тель-Авива в Махачкалу ранее вполне аполитичные и не замеченные в оппозиционной повестке дагестанские медиа начали разгонять антиизраильскую и антизападную риторику. А многие местные жители, никак не похожие на ботов, вторят им в комментариях», — говорит Никулин.

Он считает, что, хотя по УК события в аэропорту «Уйташ» квалифицируются как массовые беспорядки, бесновавшиеся там молодчики с палестинскими флагами ни в коем случае не выражают настроения основной массы дагестанцев в частности и мусульман в целом.

«Речь, конечно, идет не обо всех жителях кавказских республик, но окраска преобладающих там настроений вполне однозначна. Я не стал бы обобщать ни весь Кавказ, ни всех мусульман, ни „всю арабскую улицу“. Вот в граничащем с Дагестаном Азербайджане всё спокойно, и я уверен, что, возникни там протесты, подобные дагестанским, они будут пресечены с максимальной жесткостью. Даже в арабском мире протесты крайне эпизодические, даже палестинцы протестуют без особого энтузиазма, как это было во время двух интифад. В огромном исламском мире Газа точно не главная из сегодняшних забот», — говорит политолог.

Искра замедленного действия

© Кадр из видео

Тем не менее, по мнению эксперта, это не снимает с федеральных и региональных властей России ответственности за то, что события, подобные махачкалинским, вообще могли произойти.

«Искрит там, где объединяются настроения „пропалестинской улицы“ и пропаганда. Турция тому яркий пример. Отчетливо пропалестинские интонации пропаганды дозируются так, чтобы поддерживать в народе постоянный антизападный и антиизраильский тонус. При этом пропагандисты забывают, что в некоторых регионах отклик населения на „страдания палестинцев от рук израильской военщины“ будет гораздо выше, чем официально допустимая норма. Многие восприняли это как намек, что за действия как минимум в рамках „официальной нормы“ их не будут прессовать. Транслируемые сверху идеи воспринимаются как официальное согласие на стигматизацию очередной группы населения. А значит, можно выпускать энергию недовольства жизнью и своей неустроенностью безнаказанно», — анализирует Никулин.

Опасность сейчас исходит от того, что федеральные власти могут и не удержать в узде того дракона, которому они как минимум не мешали расправлять крылья, предупреждает Никулин. Дракон может начать жить собственной жизнью и напасть там, где этого совсем не ожидают.

«Если в каких-то регионах начинают искать в гостиницах мифических израильских туристов, то жители других регионов могут начать искать уже не израильтян, а приезжих из других, допустим, южных регионов. Найти еврея где-нибудь в центральной России — это надо сильно потрудиться, а южан и искать не надо», — говорит Никулин.

«Исламисты» и «бандеровцы»

© Кадр из видео

Версия Андрея Никулина о «внерегиональном» характере беспорядков в Махачкале в целом совпадает с той версией, которую наутро начали озвучивать руководители Дагестана.

В понедельник глава республики Сергей Меликов обвинил в организации беспорядков в аэропорту «Уйташ» неких «зарубежных кураторов». Он уверенно указал, что бенефициарами антисемитских выступлений в Махачкале являются «предатели и бандеровцы», не называя при этом конкретных имен.

Зато в ряде Telegram-каналов сейчас строятся гипотезы, что главным поджигателем беспорядков может являться бывший депутат пятой и шестой Госдумы Илья Пономарев (он был 17 июля 2015 года заочно арестован московским судом и объявлен в международный розыск, а 21 октября 2022 года внесен Минюстом РФ в список иностранных агентов). Эти каналы сознательно педалируют еврейскую национальность бывшего депутата, а ныне руководителя так называемого Съезда народных депутатов — базирующейся в Киеве радикальной группы российских оппозиционеров.

В Telegram-канале «Утро февраля» Пономарев* в воскресенье открестился от какого-либо отношения к событиям в Махачкале. Он, однако, признал, что ранее действительно выходил на контакты с исламистским подпольем на Северном Кавказе для координации антиправительственных акций, однако не антиизраильской, а антивоенной направленности.

Директор центра ближневосточных и кавказских исследований Станислав Тарасов согласен с тем, что кухня произошедших в воскресенье беспорядков в Махачкале расположена за пределами РФ. Однако эксперт считает, что ниточки тянутся не в логово «бандеровцев», а, скорее, на Ближний Восток, при том что власти России ослабили внимание на этом направлении.

«Произошедшее в Махачкале, а на прошлой неделе в Хасавюрте — это большой провал российских спецслужб, которые проморгали активность исламистского подполья. Дагестан — наиболее инфицированный спящими исламистскими ячейками регион России. Антиизраильская, антиеврейская окраска нынешних протестов — это только обертка, повод для зарубежных кукловодов поджечь Россию с ее южного направления», — сказал он «Ридусу».

Эксперт уверен, что никаких внутренних причин того, что именно в Дагестане «прорвало канализацию», не существует. По его словам, процент еврейского населения в этой республике не больше и не меньше, чем в любом другом регионе СКФО. Соответственно, причин не любить евреев у дагестанцев ничуть не больше, чем у ингушей, кабардинцев или осетин.

«В Дагестане просто нет какого-то заметного еврейского населения, чтобы его присутствие могло раздражать других жителей. Более того, в республике уже тысячу лет проживет этническая группа горских евреев, которые полностью интегрированы в местный социум и не воспринимаются другими дагестанцами как чужаки. Насилие в аэропорту Махачкалы — это вылазка исламистского подполья, которое просто использовало палестинский фактор как способ проверить свой мобилизационный ресурс», — заключает Тарасов.

___________________

* Илья Пономарев внесен Минюстом РФ в перечень иностранных агентов.