Кино

«Звездные Войны. Скайуокер. Восход» следовало назвать «Скайуокер. Закат»

2 9112

Вот и я отбомбился, сходив на премьеру разрекламированного девятого эпизода «Звездных Войн». Не ждите здесь котят, доброты и радости — только беспощадная критика и только Темная сторона.

Еще по предыдущим двум эпизодам было очевидно, что новые «Звездные Войны» не взлетят. Но если седьмой эпизод выглядел эдаким милым ремейком старых фильмов, а восьмой пытался сделать хоть что-то новое, девятый — это тотальный слив по всем фронтам.

Пожалуй, начать стоит с того, что у создателей девятки было очень мало времени. Как доносит иностранная разведка, на съемки было дано меньше года, а любые жалобы съемочной группы Дисней беспощадно удалял из Сети. Отсюда вовсе неудивительно, что сценарий выглядит так, будто его писали на коленке.

И невозможно сказать, где фильм спотыкается, потому что плохо проработано в нём всё, кроме визуальной составляющей, но и та — с оговорками. Сердцевина фильма — его сценарий — это самое слабое и незащищенное место. Кино не смущается постоянно ретконить, то есть изменять уже устоявшиеся факты в угоду эффекту «вот это поворот». А отсюда, серьезно воспринимать происходящее в кадре уже не получается.

Следите за руками: если персонаж погибает, он затем воскресает. Это случается не единожды в фильме, и невозможно привести доводы без спойлеров, но это факт. Патологически умирает, а затем воскресает, вовсе не один персонаж, мною было замечено четыре (!) таких момента. Те, кого воскрешать для сюжета не нужно, бездарно сливаются буквально за одну секунду. Всё происходит под соусом «я типа из последних сил и в последнюю секунду» — и это происходит постоянно, на протяжении всего фильма.

А отсюда, сопереживать уже никак не получается. Зачем?.. Всё равно всех воскресят в следующем кадре. И забытая память внезапно вернется, и трагичная смерть одного из героев внезапно перестанет быть трагичной — а ведь из этого можно было сделать очень интересные сюжетные ходы с последствиями, но этого не происходит.

Все решения принимаются не героями, а за героев. Здесь возводят в магистры джедаев и генералы за одну секунду — так же стремительно, как убивают и воскрешают. Здесь у героев просто не может что-то пойти не так.

И если эпизодические персонажи еще получают какую-никакую, но проработку двумя строками за сорок листов текста, то совсем бедово дела обстоят с двумя главными героями — Кайло Реном и Рей. Ни тот, ни другой самостоятельных решений не принимают, всё всегда происходит вопреки или поскольку. И даже основной сюжетный поворот, связанный с Кайло Реном, происходит просто благодаря магии.

Забудьте тяжелые метания Дарта Вейдера, на глазах которого убивают сына. Забудьте, как Люк до конца не сдавался, готовый пожертвовать жизнью, лишь бы не перейти на Темную сторону. Забудьте, как Лея отговаривала его лететь на Звезду Смерти. И спланированные атаки космофлота и десанта на Эндоре забудьте тоже. Здесь этого нет и не будет. Герои меняют стороны как перчатки, именно благодаря магии. Никаких тяжелых метаний и размышлений. Мощнейшее проявление Темной стороны в себе Рей объясняет охлобыстиновским: «Чё-т накатило». То же, в общем-то, относится и к Кайло.

Сценаристам, по их чистосердечному признанию, приходилось прописывать 24 персонажа. Потому фокус и не следует ни за одним из них: съемка постоянно перепрыгивает с одного на другого, развитие не получает практически никто, ну, а Рей просто сметает преграды со своего пути, овладевает на ходу незнакомыми транспортными средствами и древними ситхскими голокронами. Нет смысла переживать за персонажа, у которого включен режим Терминатора и чит-коды — ты знаешь, что он со всем справится и так. Скучно.

И происходит подобное со сценарием во многом из-за структуры самой съемки. Фильм — клиповый и снят как клип. На протяжении всего просмотра не покидало ощущение, что я прохожу компьютерную игру: точно такая же структура — герои получают квест, потом летят в локацию, там снова получают квест и летят в другую локацию. В принципе, достаточно выкинуть из сюжета половину локаций — не изменится ничего. Место, куда прибывают персонажи, неважно. Сюжет толкает их вперед, порой насильно.

Не спасает ни культовая музыка Джона Уильямса, ни работа костюмеров и декораторов, ни графика. Невзирая на выпирающее 3D, глаз хорошо распознает фальшь — из картины отовсюду торчит хромакей, складывается впечатление, что абсолютно весь фильм сняли в студии. И подчас графика настолько фальшива, что легко можно отличить, где сцена переходит в зеленый экран. Магия кино теряется, чувство присутствия тоже пропадает.

Разумеется, всё вышеописанное не означает, что в фильме нет совсем ничего хорошего. Здесь, как уже сказано выше, добротная работа композитора, хорошие костюмы, куклы и местами графика весьма приятна. Неплохо смотрятся космические битвы, при всей их нелепости и отсутствии хоть какой-нибудь тактики или стратегии.

Однако если сценарий пуст, фильм превращается в очередной блокбастер а-ля работы Майкла Бэя. Ты ничего не запомнишь из него и ничего с собой домой не унесешь обдумывать, как это было с недавним «Джокером».

Кроме прочего, солью с перцем на раны фанатов станет и то, что Абрамс по сути перечеркнул всё, что происходило в предыдущих фильмах. Здесь уходящий в гипердрайв корабль уже не таранит червя, а по поводу этого маневра из 8 эпизода один из персонажей отмахивается: «Это был эксклюзивный случай».

Приход к власти отдельных личностей также ничего не решает. Персональный бойз-бэнд Кайло — рыцарей Рен — можно смело выкидывать из фильма, они ни на что не повлияли. Зачем было плодить столько пустых и ненужных персонажей — наука умалчивает.

Здесь Сила сама летит героям в руки — не только в руки Рей — и героине не нужно долго и кропотливо обучаться. Опять же, смело забудьте обучение Люка у Йоды, да забудьте вообще Скайуокеров! Забудьте, похороните и плюньте — примерно так девятый эпизод и обошелся с этой легендарной семьей, он натурально убил всё прошлое, как это грозился сделать Кайло Рен в предыдущем эпизоде. Всё, что вы видели в шестом эпизоде, обесценено и уничтожено.

И выполнено это в судорожной манере, в коей фильм отчаянно пытается свести все концы с концами, завершить линии всех персонажей, но делает это компульсивно и на скорую руку. Просто успевай следить за рукой, а можешь не следить вовсе, учитывая вышеописанное.

Очень жаль мощный потенциал, который был заложен в фильм изначально, а также стагнацию главных героев, не получивших никакого развития. С ними многое можно было бы наворотить интересного, но это не тот фильм. Вся надежда, как говорится, на одних фикрайтеров, которые сделают с этим материалом что-то интересное.

Вряд ли кто-то удивится тому, что спустя десять лет эти фильмы забудут, но всё так же будут пересматривать оригинальную трилогию Лукаса. Когда-то «Звездные Войны» подарили нам далекую галактику, световые мечи, джедаев и ситхов, Силу и многое другое, что фактически стало официальной религией многих людей мира. Новые фильмы не дали ничего, но отняли многое. Простят ли их за это фанаты вселенной Лукаса — покажет только время. Оно же и залечит раны.