Кино

«Звездные войны VII»: мало «за», больше «против»

0 2682

Предыдущий материал про новые «Звездные войны» был справедливо признан слишком эмоциональным, а потому — непонятным. ОК, но следует объяснить, что «непонятность» возникла от необходимости скрыть целые сюжетные пласты фильма от зрителя, который, быть может, и не хотел бы знать о них до просмотра. Говоря проще, без спойлеров в настоящей рецензии на «Пробуждение силы» не обошлось бы, а потому с ней следовало обождать — дабы не портить «удовольствия» тем, кто все-таки отважился пойти в кино лично. Отсюда на месте разбора и возникло эмоциональное предупреждение, свидетельство личного — и горького — опыта. Не прислушались — дело ваше, кто хотел посмотреть фильм — тот это уже сделал. Зато теперь позволительно говорить о нем открыто, высказывая все «за» и «против». И, возможно, главное — дискуссия, то, чего так не хватает сегодня в общественном кинополе.

Ролик о съемках фильма «Звездные войны: Пробуждение силы»

СЮЖЕТ. Опять пустыня, опять робот с посланием. Опять звучит нечто в духе «почувствуй Силу», а второй герой хочет в это время сбежать (но и он возвращается). Опять аналог Звезды смерти, побольше, но и его столь же легко уничтожить. Опять мужик в черном шлеме, опять «я твой отец». И неважно, что большая часть этого «опять» перевернута с ног на голову — по сути, нам вновь рассказали то же самое, то, что мы и без того уже давно знали. Седьмой эпизод — не сиквел и не ремейк, но неприкрытая калька, якобы «вобравшая в себя дух первоисточника», но на самом деле — паразитирующая на ожиданиях. И это странно: неужто все ждали именно такого — не новой сказки, а старой?!. История, конечно, повторяется — но не столь же буквально… Отсутствие оригинальных сюжетных ходов и настойчивое желание, как говорится, войти в одну и ту же реку дважды — минус, свидетельствующий о том, что развиваться франшизе попросту некуда.

РЕФЕРЕНСЫ. Отсылок к предыдущим сериям так много, что они быстро приедаются: все хорошо в меру, а здесь эта мера утеряна. Нет, понятно, что действие происходит во все той же галактике и встречи со знакомыми лицами — приятная неизбежность. Но стоило ли настолько перенасыщать новый фильм, учитывая, что он и так сюжетно избыточен по части повторов?.. То, что одним, вероятно, понравится, другим покажется перебором. В этой связи остается еще пожалеть, что и другое кино режиссер Абрамс цитирует уж больно в лоб, как-то без интриги: взять хотя бы кадр из «Апокалипсиса сегодня», где вертолеты заменены на истребители штурмовиков — забавно, но ведь не по делу (и хорошо, что без «Полета валькирий»).

Кадр из фильма «Звездные войны: Пробуждение силы»

ШУТКИ. Очевидно, что, создавая седьмой фильм сверхпопулярной Саги, все веселились, как могли, чувствуя себя детьми, попавшими в любимую песочницу. Но значит ли это, что стоило превращать в комедию и сами «Звездные войны», которые в данном жанре никак себя ранее не проявляли? Шутка, две, хохма, ухмылка — но посмешищем ни одна предыдущая серия никогда не была (ну, разве что «Скрытая угроза» отчасти). Это что, мода теперь такая — обсмеять все, что только под руку попалось?.. Или этот «юмор», перебор с которым также очевиден, призван прикрыть собой ту неловкость, с которой все здесь на самом деле творится?.. Романтическая героика прошлых лент осталась именно что в прошлом, теперь балом правят гэгмены, первая задача которых — заставить зрителя ржать, и уж потом — все остальное.

ЛЮБОВНАЯ ЛИНИЯ. В оригинальной трилогии был целый любовный треугольник на фоне войны, трилогия приквелов — история любви на фоне, так скажем, эпохи. Тогда мы все-таки становились свидетелями развития отношений, благодаря чему в этих союзах присутствовала не только страсть, но и логика. Претензия, признаю, дикая, любовь — чувство иррациональное, но все же в новом фильме она возникает вообще из пустого места: повстречали друг друга, искра! другая! — все, разгорелось пламя. Предпосылка для возникающего «романа» единственная: что Финн, что Рей просто не видели никогда ранее … людей, во всяком случае, противоположного пола. И потому нам предлагают очередную байку о «любви с первого взгляда» — по-сказочному приятную, конечно, но… Впрочем, это ведь можно признать и за «новизну», но тогда следует согласиться с тем, что она — не первого сорта.

Ролик о съемках фильма «Звездные войны: Пробуждение силы»: дроид BB-8

СПЕЦЭФФЕКТЫ. Было бы странно, если бы их не было, но вот что не дает покоя. «Новая надежда» создавалась тогда, когда этих спецэффектов не было еще вовсе, многое вообще делалось впервые в истории кинематографа. Но фильм жив и производит впечатление по сию пору отнюдь не как музейный раритет — а просто потому, что круто сделан. О «Пробуждении Силы» сказать того же нельзя, потому что к 2015 году мы уже разучились удивляться — и новая картина не показала нам ничего такого, чего мы бы уже не видели. Ну, взрывы, перестрелки, да… Но чтоб «Ух ты!!!» — этого нету.

АКТЕРЫ. Традиционно не самая сильная сторона Саги, пусть в ней и принимали участие даже серьезные артисты — добровольно соглашавшиеся с тем, что играть им будет, как правило, нечего и эмоцию придется выжимать на голом месте. В этом отношении больше всего «повезло» великому Максу фон Сюдову — что он забыл в этом неубедительном и минутном, считай, прологе, кроме гонорара?.. Из молодого состава действительно можно похвалить разве что Дэйзи Ридли — милая девочка, старается. Тут минус только в том, что она так похожа на Натали Портман, что это снимает все сомнения насчет родословной ее героини (намек был дан уже в самом первом, апрельском тизере). Из Джона Бойеги комик — отвратительный, из Донала Глисона мерзкий враг — так себе (сказывается обаяние его предыдущих ролей, которое не так-то просто враз истребить). Но хуже всего — Оскар Айзек, который попросту проваливает все свои сцены, и Адам Драйвер — ему, кажется, никто не объяснил, как справиться с таким вот неоднозначным, мягко говоря, материалом.

Кадр из фильма «Звездные войны: Пробуждение силы»

СТАРИКИ. Возвращение «стариков» из оригинальной трилогии было бы действительно милым, если б они не были и правда стариками. Мы прекрасно знаем, как отлично сохранился Харрисон Форд, который никогда, в принципе, не пропадал из вида, но увидеть настолько постаревшими Люка и Лею… Нет, так-то мы более-менее уже были готовы благодаря «Звездной карте», где появилась на миг Кэрри Фишер, и «Kingsman'у», где взорвали голову Марку Хэмиллу, но все же… Хотя, конечно, это философский вопрос: должны ли стареть любимые герои — или им лучше оставаться вечно молодыми?.. И у каждого на этот счет — свои варианты ответов.

СМЕРТЬ. Но если все-таки можно согласиться с тем, что присутствие легендарной троицы в фильме — это плюс и благо, то вот смерть Хана Соло… Нет уж, простите, но это перебор по всем показателям! Вернуть одного из любимейших героев на экраны только для того, чтобы тут же его убить?! Да это же изуверство!.. Для чего, зачем?.. Вернули — пусть живет!.. Кому нужна была эта нелепая гибель?.. Разве что самому Харрисону Форду, который, как известно, молил о смерти для своего героя еще Джорджа Лукаса. Ну, так они еще и Индиану Джонса вскоре убьют, с них теперь станется… А возражения в том плане, что ключевые персонажи погибали и в четвертом, и в первом эпизодах, не принимаются хотя бы потому, что то были герои одного лишь эпизода: появились и пропали, ладно. А Хан Соло… Нет, вы как хотите, но его сюжетная линия — самая большая ошибка седьмой серии!

Ролик о съемках фильма «Звездные войны: Пробуждение силы»: «Наследие»

РЕЖИССУРА. Разговор о работе Джей Джей Абрамса в случае со «Звездными войнами» — самый последний, потому что говорить как бы и не о чем. Задача режиссера на проекте сводилась, думается, только к тому, чтобы понравиться решительно всем — даже тем, кому может не понравиться предыдущий пункт нашего списка. Вообще, фигура Абрамса раздута не по меркам. Через полгода ему уже пятьдесят, но о каком таком «авторском видении» можно говорить, когда четыре из пяти его фильмов — перепевки чужого материала?!. Еще можно согласиться с тем, что он отменный ремесленник, крепкий профессионал и прочее, но разве называют «великим художником» того, кто вместо того, чтобы нарисовать картину, ловко собрал ее из приготовленных пазлов?.. Впрочем, это следует принять за примету времени — когда вторичный продукт рынку нужнее оригинала.

ЕДИНСТВЕННЫЙ ПЛЮС. Объективно это ни в коей мере не великий фильм, и свое место в мировой истории он если и займет, то исключительно в качестве очередной финансовой пирамиды. Не отнять у «Пробуждения силы» только того, что сама по себе лента сделана грамотно, снята качественно, выглядит дорого — и до поры до времени ее даже можно терпеть. Проще всего сравнить эту ленту даже не с конфеткой, а с фантиком от конфетки: мы еще не знаем, что там внутри, но нам уже хочется ее купить и скушать, так все заманчиво упаковано и красиво блестит. Начинка может оказаться той еще дрянью, но производство фантика — тоже труд, и не оценить вот эти усилия действительно невозможно.

Кадр из фильма «Звездные войны: Пробуждение силы»