Политика

Звягинцев покоряет Запад полнометражным рекламным роликом о квази-России

5 241

Не прошло и пары дней после «слива» картины Андрея Звягинцева в Сеть, но социальные медиа уже заполнила волна отзывов на «Левиафан». Некоторые, как, например, оппозиционер Алексей Навальный, на весь «Фейсбук» объявляют позицию «не смотрел, но восхищаюсь». В то же время другие пользователи соцсетей считают, что кино о квази-России, наполненное «чернушными» элементами и снятое при этом на бюджетные деньги, совершенно не стоит потраченного на его просмотр времени.

Ранее «Ридус» уже публиковал мнения диаметрально противоположных лагерей о триумфаторе «Золотого глобуса»: с восторженной рецензией на картину, «разоблачающую беспредельное влияние церкви на местную власть», не соглашался автор, считающий «Левиафан» успешной попыткой креакла Звягинцева продать Западу подороже развесистую клюкву. Повторять доводы обeих сторон не имеет смысла.

Тем не менее, сегодня в связи с появившейся возможностью без труда (и без затрат) ознакомиться с вызвавшей столь противоречивые отзывы картиной, каждый может попытаться ответить на вопрос: стоит ли выносить на суд всемирного сообщества образ именно звягинской России? Ведь каждому известно, что большое кино давно перестало быть исключительно усладой для глаз, превратившись в мощнейший инструмент влияния на общественное мнение по всему миру.

Когда Соединенные Штаты решают снять рекламный ролик о своей исключительности, тщательно замаскированный под игровое кино, получается великолепный «Интерстеллар» — космический эпос о природной склонности американского народа к любви и самопожертвованию. Когда за подобную задачу берутся в России, непременно выходит «Левиафан», какое-то время после просмотра которого гордиться Родиной получается с трудом.

К слову, мнение о том, что Звягинцев в формате ультрареализма преподнес голую правду о жизни в российской глубинке, отражая положение дел «как есть» — совершенно несостоятельно. Глава того самого села, где снимался «Левиафан», уже обвинила ленту в «ненужности» и «неправдоподобности»: в поселке Териберка в Мурманской области низкий уровень преступности, а безработица равна двум процентам.

«Поселок и его жители в фильме показаны односторонне негативно», — поведала ТАСС Татьяна Трубилина. По ее словам, все жители поселка в фильме — окончательно спившиеся люди, без перспектив в жизни. Между тем сейчас в Териберке из трудоспособного населения без работы остаются всего 10 человек из более чем 400. В поселке действуют сельскохозяйственный кооператив, животноводческая ферма, судоремонтный завод, рыбная фабрика, здесь живут энергетики Серебрянского каскада ГЭС. Рождаемость в последние годы в поселке растет. Работают два детсада и школа, библиотека, оснащенная компьютерной техникой и спутниковым телевидением, дом культуры, собирается старейший в Мурманской области Териберский поморский народный хор, созданный в 1935 году. Ведется программа переселения сельчан из ветхого жилья.

Конечно, отток населения происходит, но в первую очередь за счет программы переселения и отъезда молодых людей. У работающего населения перспективы хорошие, они намерены оставаться и работать здесь.

Следовательно, «чернуха» Звягинцева — исключительно художественный прием, режиссерский вымысел, единственной целью которого является очернение России. Впрочем, сам Звягинцев своей «любви» к Родине никогда не скрывал. Вот отрывок из его интервью британской The Guardian:

Живя в России, ощущаешь себя как на минном поле. У вас нет особых перспектив — ни в жизни, ни в профессии, ни в карьере, если вы не «подключены» к ценностям системы. Это глупое устройство общества, которое является вечным проклятьем нашей территории. Здесь крайне трудно обсуждать идеи верховенства закона и равноправия, а дискуссия в обществе существует, но она бессмысленна. У меня есть ощущение абсолютной бесполезности обладания здесь правом голоса. Мне 50 лет, и я ни разу в жизни не голосовал на выборах, потому что я абсолютно уверен, что в нашей системе это совершенно бессмысленно.

«Интервью Звягинцева обязательно почитайте. Отличное», — рекомендует своим подписчикам в «Фейсбуке» Алексей Навальный. «Картину Звягинцева обязательно похвалите. Отличная», — как бы говорят друг другу фестивальные критики, обожающие кино про абсурд, упадок и коррупцию в России.