Кино

Звягинцеву не удалось повторить достижение Михалкова

5 471

Накануне, 13 декабря, в Риге в 27-й раз вручали премию Европейской киноакадемии. В числе главных номинантов была и драма Андрея Звягинцева «Левиафан», один из лидеров прошедшего фестивального сезона и номинант самых разнообразных премий. Шансы российского фильма на сей раз были необычайно велики: приз Канн, ряд иных престижных наград, великолепная мировая пресса!.. Но увы — повторить успех Никиты Михалкова, чей фильм «Урга — территория любви» был признан европейскими академиками лучшим в 1993-м году, Звягинцеву не удалось. Однако борьба ещё не закончена: впереди «Оскар».

Впрочем, и на «Оскаре» будет та же самая «Ида» — лента, которой изначально прочили все награды мира. Что любопытно, обе картины, и наша, и польская, — победители заметного и с каждым годом набирающего всё больший вес Лондонского кинофестиваля. Только «Ида» выиграла там в 2013-м году, а «Левиафан» — в 2014-м. Теперь вот им предстоит раз за разом, премия за премией сражаться друг с другом… Счёт в этой острейшей битве открыла работа Павла Павликовского.

1 Авторы «Иды» — Павел Павликовский и Ребекка Ленкиевич — с наградами Европейской киноакадемии © Ints Kalnins / REUTERS

«Ида» (совместное производство Польши и Дании) рассказывает историю юной девушки, выросшей в монастыре и намеренной и в дальнейшем посвятить себя Богу. Настоятельница отсылает её на несколько дней к тётке, которую Анна никогда ранее не видела. И едва ли не первое, что открывает ей тётя Ванда при не самой дружественной встрече, так это то, что никакая она не Анна, а Ида, и не полька, а еврейка. Родители которой были убиты во время войны (действие фильма разворачивается в 1960-е годы); их могилы и отправляются искать вновь обретённые родственницы…

Давно уже была сказана шутка, что еврейский вопрос открывает двери в любые киноакадемии. Но важно не то, что здесь он ставится в лоб, но и то, как нежно, как бережно сделана эта картина. Это очень продуманное и, если так можно выразиться в данном случае, стильное произведение, в котором одинаково мастерски сочетаются все важнейшие элементы — история, постановка, операторская работа, главные и эпизодические роли. 57-летний Павликовский и до этого был известен как неплохой режиссёр, но «Ида» — его несомненная вершина.

Европейская киноакадемия признала «Иду» лучшим фильмом, Павла Павликовского — лучшим режиссёром, его же и Ребекку Ленкиевич — лучшими сценаристами, Лукаша Зала и Рышарда Ленчевского — лучшими операторами. Пятая награда картине присуждена по итогам всеобщего зрительского голосования, в котором мог принять любой ценитель прекрасного.

2 Тимоти Сполл — лучший актёр года по версии Европейской киноакадемии © Ints Kalnins / REUTERS

Единственная номинация, в которой «Ида» могла выиграть, но не выиграла — лучшая женская роль. Но премию претендовали обе занятые в ленте актрисы, две Агаты — Кулеша и Тшебуховская, но их обошла Марион Котийяр, получившая приз за самоотверженную игру у братьев Дарденнов в фильме «Два дня, одна ночь». В свою очередь наш Алексей Серебряков ничего не смог сделать с Тимоти Споллом, сыгравшим великого британского художника Уильяма Тёрнера в одноимённой картине Майка Ли (ранее эта роль уже принесла актёру приз Каннского фестиваля).

3 Режиссёр Пьерфранческо Дилиберто — создатель лучшей европейской комедии © Ints Kalnins / REUTERS

Украинский режиссёр Мирослав Слабошпицкий, безупречно точно поставивший бессловесную драму «Племя» о криминальных «подвигах» глухонемых подростков, получил заслуженную награду «Европейское открытие» (у Звягинцева, напомним, есть такая статуэтка за «Возвращение»). Итальянские кинематографисты первенствовали как по разряду комедии — лучшей среди таковых названа лента Пьерфранческо Дилиберто «Мафия убивает только летом», так и в плане анимации: мультфильм года — «Искусство быть счастливым» (реж. Алессандро Рак). Лучшим документальным фильмом стал «Повелитель Вселенной» (Германия — Австрия, реж. Марк Бодер).

4 Джастин Райт с Европейской кинонаградой за лучший монтаж © Ints Kalnins / REUTERS

Нескольких победителей Европейская киноакадемия объявила заранее, тут больше всего повезло британцам: их фантастика «Побудь в моей шкуре» получила приз за лучшую музыку, монодрама «Лок» — за лучший монтаж, тюремная повесть «Меченый» — за лучший звук. Австро-немецкий вестерн «Тёмная долина» отмечен за декорации и костюмы. В числе картин, также как и «Левиафан» обойдённых призами, — каннский победитель «Зимняя спячка» Нури Бильге Джейлана и скандальная «Нимфоманка» Ларса фон Триера.

Почётную премию за жизненный вклад получила Аньес Варда, поставившая за свою более чем полувековую творческую жизнь такие фильмы как «Клео от 5 до 7», «Сто и одна ночь Симона Синема», «Собиратели и собирательница». А за достижения в мировом кинематографе конкретно за прошедший сезон отметили режиссёра Стива МакКуина, сразившего всех агиткой за права чернокожего населения «12 лет рабства».

5 Президент Европейской киноакадемии, режиссёр Вим Вендерс с супругой © Ints Kalnins / REUTERS